Стихи Ярослава Смелякова

Стихи Ярослава Смелякова

Смеляков Ярослав - известный русский поэт. На странице размещен список поэтических произведений, написанных поэтом. Комментируйте творчесто Ярослава Смелякова.

Стихи Ярослава Смелякова по темам: Война Любовь Времена года Зима Мама Москва Мужчина Природа
Стихи Ярослава Смелякова по типу: Грустные стихи

Читать стихи Ярослава Смелякова

Я напишу тебе стихи такие,
каких еще не слышала Россия.


Такие я тебе открою дали,
каких и марсиане не видали,


Сойду под землю и взойду на кручи,
открою волны и отмерю тучи,


Как мудрый бог, парящий надо всеми,
отдам пространство и отчислю время.


Я положу в твои родные руки
все сказки мира, все его науки.


Отдам тебе свои воспоминанья,
свой легкий вздох и трудное молчанье.


Я награжу тебя, моя отрада,
бессмертным словом и предсмертным взглядом,


И все за то, что утром у вокзала
ты так легко меня поцеловала.

[...]

×

Из поэтовой мастерской,
не теряясь в толпе московской,
шел по улице по Тверской
с толстой палкою Маяковский.


Говорлива и широка,
ровно плещет волна народа
за бортом его пиджака,
словно за бортом парохода.


Высока его высота,
глаз рассерженный смотрит косо,
и зажата в скульптуре рта
грубо смятая папироса.


Всей столице издалека
очень памятна эта лепка:
чисто выбритая щека,
всероссийская эта кепка.


Счастлив я, что его застал
и, стихи заучив до корки,
на его вечерах стоял,
шею вытянув, на галерке.


Площадь зимняя вся в огнях,
дверь подъезда берется с бою,
и милиция на конях
над покачивающейся толпою.


У меня ни копейки нет,
я забыл о монетном звоне,
но рублевый зажат билет —
все богатство мое — в ладони.


Счастлив я, что сквозь зимний дым
после вечера от Музея
в отдалении шел за ним,
не по-детски благоговея.


Как ты нужен стране сейчас,
клубу, площади и газетам,
революции трубный бас,
голос истинного поэта!


1956

[...]

×

Я не о тех золотоглавых
певцах отеческой земли,
что пили всласть из чаши славы
и в антологии вошли.


И не о тех полузаметных
свидетелях прошедших лет,
что все же на листах газетных
оставили свой слабый след.


Хочу сказать, хотя бы сжато,
о тех, что, тщанью вопреки,
так и ушли, не напечатав
одной-единственной строки.


В поселках и на полустанках
они — средь шумной толчеи —
писали на служебных бланках
стихотворения свои.


Над ученической тетрадкой,
в желанье славы и добра,
вздыхая горестно и сладко,
они сидели до утра.


Неясных замыслов величье
их души собственные жгло,
но сквозь затор косноязычья
пробиться к людям не могло.


Поэмы, сложенные в спешке,
читали с пафосом они
под полускрытые усмешки
их сослуживцев и родни.


Ах, сколько их прошло по свету
от тех до нынешних времен,
таких неузнанных поэтов
и нерасслышанных имен!


Всех бедных братьев, что к потомкам
не проложили торный путь,
считаю долгом пусть негромко,
но благодарно помянуть.


Ведь музы Пушкина и Блока,
найдя подвал или чердак,
их посещали ненароком,
к ним забегали просто так.


Их лбов таинственно касались,
дарили две минуты им
и, улыбнувшись, возвращались
назад, к властителям своим.

1946

[...]

×

Мы шли втроем с рогатиной на слово
и вместе слезли с тройки удалой —
три мальчика,
три козыря бубновых,
три витязя бильярдной и пивной.


Был первый точно беркут на рассвете,
летящий за трепещущей лисой.
Второй был неожиданным,
а третий — угрюмый, бледнолицый и худой.


Я был тогда сутулым и угрюмым,
хоть мне в игре
пока еще — везло,
уже тогда предчувствия и думы
избороздили юное чело.


А был вторым поэт Борис Корнилов,-
я и в стихах и в прозе написал,
что он тогда у общего кормила,
недвижно скособочившись, стоял.


А первым был поэт Васильев Пашка,
златоволосый хищник ножевой —
не маргариткой
вышита рубашка,
а крестиком — почти за упокой.


Мы вместе жили, словно бы артельно.
но вроде бы, пожалуй что,
не так —
стихи писали разно и отдельно,
а гонорар несли в один кабак.


По младости или с похмелья —
сдуру,
блюдя все время заповедный срок,
в российскую свою литературу
мы принесли достаточный оброк.


У входа в зал,
на выходе из зала,
метельной ночью, утренней весной,
над нами тень Багрицкого витала
и шелестел Есенин за спиной.


… Второй наш друг,
еще не ставши старым,
морозной ночью арестован был
и на дощатых занарымских нарах
смежил глаза и в бозе опочил.


На ранней зорьке пулею туземной
расстрелян был казачества певец,
и покатился вдоль стены тюремной
его златой надтреснутый венец.


А я вернулся в зимнюю столицу
и стал теперь в президиумы вхож.
Такой же злой, такой же остролицый,
но спрятавший
для обороны — нож.


Вот так втроем мы отслужили слову
и искупили хоть бы часть греха —
три мальчика,
три козыря бубновых,
три витязя российского стиха.


* См. Багрицкий и Есенин.


21 декабря 1967, Переделкино

[...]

×

Пролетарии всех стран,
бейте в красный барабан!


Сил на это не жалейте,
не глядите вкось и врозь —
в обе палки вместе бейте
так, чтоб небо затряслось.


Опускайте громче руку,
извинений не прося,
чтоб от этого от стуку
отворилось все и вся.


Грузчик, каменщик и плотник,
весь народ мастеровой,
выходите на субботник
всенародный, мировой.


Наступает час расплаты
за дубинки и штыки,-
собирайте все лопаты,
все мотыги и кирки.


Работенка вам по силам,
по душе и по уму:
ройте общую могилу
Капиталу самому.


Ройте все единым духом,
дружно плечи веселя —
пусть ему не станет пухом
наша общая земля.


Мы ж недаром изучали
«Манифест» и «Капитал» —
Маркс и Энгельс дело знали,
Ленин дело понимал.

[...]

×

О прошлом зная понаслышке,
с жестокой резвостью волчат
в спортивных курточках мальчишки
в аудиториях кричат.

Зияют в их стихотвореньях
с категоричной прямотой
непониманье, и прозренье,
и правота, и звук пустой.

Мне б отвернуться отчужденно,
но я нисколько не таюсь,
что с добротою раздраженной
сам к этим мальчикам тянусь.

Я сделал сам не так уж мало,
и мне, как дядьке иль отцу,
и ублажать их не пристало,
и унижать их не к лицу.

Мне непременно только надо — точнее не могу сказать — сквозь их смущенность и браваду
сердца и душу увидать.

Ведь все двадцатое столетье — весь ветер счастья и обид — и нам, и вам, отцам и детям,
по-равному принадлежит.

И мы, без ханжества и лести,
за все, чем дышим и живем,
не по-раздельному, а вместе
свою ответственность несем.

×

В газете каждой их ругают
весьма умело и умно,
тех человеков, что играют,
придя с работы, в домино.


А я люблю с хорошей злостью
в июньском садике, в углу,
стучать той самой черной костью
по деревянному столу.


А мне к лицу и вроде впору
в кругу умнейших простаков
игра матросов, и шахтеров,
и пенсионных стариков.


Я к ним, рассержен и обижен,
иду от прозы и стиха
и в этом, право же, не вижу
самомалейшего греха.


Конечно, все культурней стали,
но населяют каждый дом
не только Котовы и Тали,
не все Ботвинники притом.


За агитацию — спасибо!
Но ведь, мозгами шевеля,
не так-то просто сделать «рыбу»
или отрезать два «дупля».

[...]

×

Так повелось, что в серебре метели,
в глухой тиши декабрьских вечеров,
оставив лес, идут степенно ели
к далеким окнам шумных городов.


И, веселясь, торгуют горожане
для украшенья жительниц лесных
базарных нитей тонкое сиянье
и грубый блеск игрушек расписных.


Откроем дверь: пусть в комнаты сегодня
в своих расшитых валенках войдет,
осыпан хвоей елки новогодней,
звеня шарами, сорок первый год.


Мы все готовы к долгожданной встрече:
в торжественной минутной тишине
покоем дышат пламенные печи,
в ладонях елок пламенеют свечи,
и пляшет пламень в искристом вине.


В преддверье сорок первого, вначале
мы оценить прошедшее должны.
Мои товарищи сороковой встречали
не за столом, не в освещенном зале —
в жестоком дыме северной войны.


Стихали орудийные раскаты,
и слушал затемненный Ленинград,
как чокались гранаты о гранату,
штыки о штык, приклады о приклад.


Мы не забудем и не забывали,
что батальоны наши наступали,
неудержимо двигаясь вперед,
как наступает легкий час рассвета,
как после вьюги наступает лето,
как наступает сорок первый год.


Прославлен день тот самым громким словом,
когда, разбив тюремные оковы,
к нам сыновья Прибалтики пришли.
Мы рядом шли на празднестве осеннем,
и я увидел в этом единенье
прообраз единения земли.


Еще за то добром помянем старый,
что он засыпал длинные амбары
шумящим хлебом осени своей
и отковал своей рукою спорой
для красной авиации — моторы,
орудия — для красных батарей.


Мы ждем гостей — пожалуйте учиться!
Но если ночью воющая птица
с подарком прилетит пороховым —
сотрем врага. И это так же верно,
как то, что мы вступили в сорок первый
и предыдущий был сороковым.


1941

[...]

×

Мальчики, пришедшие в апреле
в шумный мир журналов и газет,
здорово мы все же постарели
за каких-то три десятка лет.


Где оно, прекрасное волненье,
острое, как потаенный нож,
в день, когда свое стихотворенье
ты теперь в редакцию несешь?


Ах, куда там! Мы ведь нынче сами,
важно въехав в загородный дом,
стали вроде бы учителями
и советы мальчикам даем.


От меня дорожкою зеленой,
источая ненависть и свет,
каждый день уходит вознесенный
или уничтоженный поэт.


Он ушел, а мне не стало лучше.
На столе — раскрытая тетрадь.
Кто придет и кто меня научит,
как мне жить и как стихи писать?

[...]

×

Там, где звезды светятся в тумане,
мерным шагом ходят марсиане.


На холмах монашеского цвету
ни травы и ни деревьев нету.


Серп не жнет, подкова не куется,
песня в тишине не раздается.


Нет у них ни счастья, ни тревоги —
все отвергли маленькие боги.


И глядят со скукой марсиане
на туман и звезды мирозданья.


… Сколько раз, на эти глядя дали,
о величье мы с тобой мечтали!


Сколько раз стояли мы смиренно
перед грозным заревом вселенной!


… У костров солдатского привала
нас иное пламя озаряло.


На морозе, затаив дыханье,
выпили мы чашу испытанья.


Молча братья умирали в ротах.
Пели школьницы на эшафотах.


И решили пехотинцы наши
вдоволь выпить из победной чаши.


Было марша нашего начало
как начало горного обвала.


Пыль клубилась. Пенились потоки.
Трубачи трубили, как пророки.


И солдаты медленно, как судьи,
наводили тяжкие орудья.


Дым сраженья и труба возмездья.
На фуражках алые созвездья.


… Спят поля, засеянные хлебом.
Звезды тихо освещают небо.


В темноте над братскою могилой
пять лучей звезда распространила.


Звезды полуночные России.
Звездочки армейские родные.


… Телескопов точное мерцанье
мне сегодня чудится вдали:


словно дети, смотрят марсиане
на Великих Жителей Земли.


1946

[...]

×

У меня башка в тумане,—
оторвавшись от чернил,
вашу книгу, Пиросмани,
в книготорге я купил.


И ничуть не по эстетству,
а как жизни идеал,
помесь мудрости и детства
на обложке увидал.


И меня пленили странно —
я певец других времен —
два грузина у духана,
кучер, дышло, фаэтон.


Ты, художник, черной сажей,
от которой сам темнел,
Петербурга вернисажи
богатырски одолел.


Та актерка Маргарита,
непутевая жена,
кистью щедрою открыта,
всенародно прощена.


И красавица другая,
полутомная на вид,
словно бы изнемогая,
на бочку своем лежит.


В черном лифе и рубашке,
столь прекрасная на взгляд,
а над ней порхают пташки,
розы в воздухе стоят.


С человечностью страданий
молча смотрят в этот день
раннеутренние лани
и подраненный олень.


Вы народны в каждом жесте
и сильнее всех иных.
Эти вывески на жести
стоят выставок больших.


У меня теперь сберкнижка —
я бы выдал вам заем.
Слишком поздно, поздно слишком
мы друг друга узнаем.

[...]

×

Позабыты шахматы и стирка,
брошены вязанье и журнал.
Наша взбудоражена квартирка:
Галя собирается на бал.


В именинной этой атмосфере,
в этой бескорыстной суете
хлопают стремительные двери,
утюги пылают на плите.


В пиджаках и кофтах Москвошвея,
критикуя и хваля наряд,
добрые волшебники и феи
в комнатенке Галиной шумят.


Счетовод районного Совета
и немолодая травести —
все хотят хоть маленькую лепту
в это дело общее внести.


Словно грешник посредине рая,
я с улыбкой смутною стою,
медленно — сквозь шум — припоминая
молодость суровую свою.


Девушки в лицованных жакетках,
юноши с лопатами в руках —
на площадках первой пятилетки
мы и не слыхали о балах.


Разве что под старую трехрядку,
упираясь пальцами в бока,
кто-нибудь на площади вприсядку
в праздники отхватит трепака.


Или, обтянув косоворотку,
в клубе у Кропоткинских ворот
«Яблочко» матросское с охоткой
вузовец на сцене оторвет.


Наши невзыскательные души
были заворожены тогда
музыкой ликующего туша,
маршами ударного труда.


Но, однако, те воспоминанья,
бесконечно дорогие нам,
я ни на какое осмеянье
никому сегодня не отдам.


И в иносказаниях туманных,
старичку брюзгливому под стать,
нынешнюю молодость не стану
в чем-нибудь корить и упрекать.


Собирайся, Галя, поскорее,
над прической меньше хлопочи —
там уже, вытягивая шеи,
первый вальс играют трубачи.


И давно стоят молодцевато
на парадной лестнице большой
с красными повязками ребята
в ожиданье сверстницы одной.


… Вновь под нашей кровлею помалу
жизнь обыкновенная идет:
старые листаются журналы,
пешки продвигаются вперед.


А вдали, как в комсомольской сказке,
за овитым инеем окном
русская девчонка в полумаске
кружится с вьетнамским пареньком.

[...]

×

Вы родня мне по крови и вкусу,
по размаху идей и работ,
белорусы мои, белорусы,
трудовой и веселый народ.


Хоть ушел я оттуда мальчишкой
и недолго на родине жил,
но тебя изучал не по книжкам,
не по фильмам тебя полюбил.


Пусть с родной деревенькою малой
беспредельно разлука долга,
но из речи моей не пропало
белорусское мягкое «га».


Ну, а ежели все-таки надо
перед недругом Родины встать,
речь моя по отцовскому складу
может сразу же твердою стать.


Испытал я несчастья и ласку,
стал потише, помедленней жить,
но во мне еще ваша закваска
не совсем перестала бродить.


Пусть сегодня простится мне лично,
что, о собственной вспомнив судьбе,
я с высокой трибуны столичной
говорю о себе да себе.


В том, как, подняв заздравные чаши
вас встречает по-братски Москва,
есть всеобщее дружество наше,
социальная сила родства.


1968

[...]

×

У моей двоюродной
сестрички
твердый шаг
и мягкие косички.


Аккуратно
платьице пошито.
Белым мылом
лапушки помыты.


Под бровями
в солнечном покое
тихо светит
небо голубое.


Нет на нем ни облачка,
ни тучки.
Детский голос.
Маленькие ручки.


И повязан крепко,
для примера,
красный галстук —
галстук пионера.


Мы храним —
Аленушкино братство —
нашей Революции
богатство.


Вот она стоит
под небосводом,
в чистом поле,
в полевом венке —
против вашей
статуи Свободы
с атомным светильником
в руке.

[...]

×

Сюда с мандатом из Москвы
приехали без проездных
в казенных кожанках волхвы
и в гимнастерках фронтовых.


А в сундучках у них лежат
пять топоров и пять лопат.


Тут без угара угоришь
и всласть напаришься без дров.
Пять топоров без топорищ
и пять лопат без черенков.


Но в эти годы сущий клад
пять топоров и пять лопат.


Так утверждался новый рай,
а начинался он с того,
что люди ставили сарай
для инструмента своего.


И в нем работники хранят
пять топоров и пять лопат.


Когда Ильич в больших снегах —
ушел туда, где света нет,
и свет померк в его очах —
отсюда хлынул общий свет.


Я слышу, как они стучат,-
пять топоров и пять лопат.

[...]

×

_… И в ресторации ДмитракиШампанским устриц запивать.



Кто — ресторацией Дмитраки,
кто — тем, как беспорочно жил,
а я умом своей собаки
давно похвастаться решил.


Да все чего-то не хватало:
то приглашают на лото,
то денег много или мало,
то настроение не то.


Ей ни отличий, ни медалей
за прародителей, за стать
еще пока не выдавали,
да и не будут выдавать.


Как мне ни грустно и ни тяжко,
но я, однако, не совру,
что не дворянка, а дворняжка
мне по душе и ко двору.


Как место дружеской попойки
и зал спортивный для игры
ей все окрестные помойки
и все недальние дворы.


Нет, я ничуть не возражаю
и никогда не возражал,
что кровь ее не голубая,
хоть лично сам не проверял.


Но для меня совсем не ново,
что в острой серости своей
она не любит голубого —
ни голубиц, ни голубей.


И даже день назад впервые
пижону — он не храбрым был
порвала брюки голубые.
И я за это уплатил.


Потом в саду непротивленья,
как мой учитель Лев Толстой,
ее за это преступленье
кормил копченой колбасой.

[...]

×

Упал на пашне у высотки
суровый мальчик из Москвы;
и тихо сдвинулась пилотка
с пробитой пулей головы.


Не глядя на беззвездный купол
и чуя веянье конца,
он пашню бережно ощупал
руками быстрыми слепца.


И, уходя в страну иную
от мест родных невдалеке,
он землю теплую, сырую
зажал в коснеющей руке.


Горсть отвоеванной России
он захотел на память взять,
и не сумели мы, живые,
те пальцы мертвые разжать.


Мы так его похоронили —
в его военной красоте —
в большой торжественной могиле
на взятой утром высоте.


И если правда будет время,
когда людей на Страшный суд
из всех земель, с грехами всеми,
трикратно трубы призовут,—


предстанет за столом судейским
не бог с туманной бородой,
а паренек красноармейский
пред потрясенною толпой,


держа в своей ладони правой,
помятой немцами в бою,
не символы небесной славы,
а землю русскую свою.


Он все увидит, этот мальчик,
и ни йоты не простит,
но лесть от правды, боль от фальши
и гнев от злобы отличит.


Он все узнает оком зорким,
с пятном кровавым на груди,
судья в истлевшей гимнастерке,
сидящий молча впереди.


И будет самой высшей мерой,
какою мерить нас могли,
в ладони юношеской серой
та горсть тяжелая земли.


1942

[...]

×

Ты мне сказал, небрежен и суров,
что у тебя — отрадное явленье!-
есть о любви четыреста стихов,
а у меня два-три стихотворенья.


Что свой талант (а у меня он был,
и, судя по рецензиям, не мелкий)
я чуть не весь, к несчастью, загубил
на разные гражданские поделки.


И выходило — мне резону нет
из этих обличений делать тайну,-
что ты — всепроникающий поэт,
а я — лишь так, ремесленник случайный.


Ну что ж, ты прав. В альбомах у девиц,
средь милой дребедени и мороки,
в сообществе интимнейших страниц
мои навряд ли попадутся строки.


И вряд ли что, открыв красиво рот,
когда замолкнут стопки и пластинки,
мой грубый стих томительно споет
плешивый гость притихшей вечеринке.


Помилуй бог!- я вовсе не горжусь,
а говорю не без душевной боли,
что, видимо, не очень-то гожусь
для этакой литературной роли.


Я не могу писать по пустякам,
как словно бы мальчишка желторотый,-
иная есть нелегкая работа,
иное назначение стихам.


Меня к себе единственно влекли —
я только к вам тянулся по наитью —
великие и малые событья
чужих земель и собственной земли.


Не так-то много написал я строк,
не все они удачны и заметны,
радиостудий рядовой пророк,
ремесленник журнальный и газетный.


Мне в общей жизни, в общем, повезло,
я знал ее и крупно и подробно.
И рад тому, что это ремесло
созданию истории подобно.


1958

[...]

×

Раскрашена розовым палка,
дощечка сухая темна.
Стучит деревянная прялка.
Старуха сидит у окна.


Бегут, утончаясь от бега,
в руке осторожно гудя,
за белою ниткою снега
весенняя нитка дождя.


Ей тысяча лет, этой пряхе,
а прядей не видно седых.
Работала при Мономахе,
при правнуках будет твоих.


Ссыпается ей на колени
и стук партизанских колес,
и пепел сожженных селений,
и желтые листья берез.


Прядет она ветер и зори,
и мирные дни и войну,
и волны свободные моря,
и радиостанций волну.


С неженскою гордой любовью
она не устала сучить
и нитку, намокшую кровью,
и красного знамени нить.


Декабрь сменяется маем,
цветы окружают жилье,
идут наши дни, не смолкая,
сквозь темные пальцы ее.


Суровы глаза голубые,
сияние молний в избе.
И ветры огромной России
скорбят и ликуют в трубе.

[...]

×

Вам не случалось ли влюбляться —
мне просто грустно, если нет,—
когда вам было чуть не двадцать,
а ей почти что сорок лет?


А если уж такое было,
ты ни за что не позабыл,
как торопясь она любила
и ты без памяти любил.


Когда же мы переставали
искать у них ответный взгляд,
они нас молча отпускали
без возвращения назад.


И вот вчера, угрюмо, сухо,
войдя в какой-то малый зал,
я безнадежную старуху
средь юных женщин увидал.


И вдруг, хоть это в давнем стиле,
средь суеты и красоты
меня, как громом, оглушили
полузабытые черты.


И к вам идя сквозь шум базарный,
как на угасшую зарю,
я наклоняюсь благодарно
и ничего не говорю,


лишь с наслаждением и мукой,
забыв печали и дела,
целую старческую руку,
что белой ручкою была.

[...]

×

Я нынче проснулся с охотой,
веселый и добрый с утра:
наверно, прелестное что-то
случилось со мною вчера.


И то и другое прикинув,
я вспомнил весь день прожитой:
девчушка из недр магазина
несла этажерку домой.


Все было не просто, однако,
ведь та этажерка была
покрыта сияющим лаком,
блистательным, как зеркала.


И в ней, задержавшись на малость,
от внешнего люда тесна,
и улица — вся — отражалась,
и вся повторялась весна.


Мне скажет какой-нибудь критик
на эти восторги в ответ:
«Подумаешь, тоже событье
нашел для потомства поэт!»


А как же! Конечно, событье.
О многом подумаешь тут,
когда в суету общежитья
свою этажерку несут.


А это уж наша забота —
такими поэтами быть,
чтоб нынче по высшему счету
стихи для нее сочинить.


Чтоб наши неглупые книжки,
когда их случится издать,
могли бы, пускай не в излишке,
на той этажерке стоять.

[...]

×

Приснилось мне, что я чугунным стал.
Мне двигаться мешает пьедестал.


В сознании, как в ящике, подряд
чугунные метафоры лежат.


И я слежу за чередою дней
из-под чугунных сдвинутых бровей.


Вокруг меня деревья все пусты,
на них еще не выросли листы.


У ног моих на корточках с утра
самозабвенно лазит детвора,


а вечером, придя под монумент,
толкует о бессмертии студент.


Когда взойдет над городом звезда,
однажды ночью ты придешь сюда.


Все тот же лоб, все тот же синий взгляд,
все тот же рот, что много лет назад.


Как поздний свет из темного окна,
я на тебя гляжу из чугуна.


Недаром ведь торжественный металл
мое лицо и руки повторял.


Недаром скульптор в статую вложил
все, что я значил и зачем я жил.


И я сойду с блестящей высоты
на землю ту, где обитаешь ты.


Приближусь прямо к счастью своему,
рукой чугунной тихо обниму.


На выпуклые грозные глаза
вдруг набежит чугунная слеза.


И ты услышишь в парке под Москвой
чугунный голос, нежный голос мой.


1946

[...]

×

Невозможно не вклиниться
в человеческий водоворот —
у подъезда гостиницы
тесно толпится народ.


Не зеваки беспечные,
что на всех перекрестках торчат,-
дюжий парень из цеха кузнечного,
комсомольская стайка девчат.


Искушенный в политике
и по части манер,
в шляпе, видевшей видики,
консультант-инженер.


Тут же — словно игрушечка
на кустарном лотке —
боевая старушечка
в темноватом платке.


И прямые, отменные,
непреклонные, как на часах,
молодые военные
в малых — покамест — чинах.


Как положено воинству,
не скрываясь в тени,
с непреложным достоинством
держатся строго они.


Под бесшумными кронами
зеленеющих лип городских —
ни трибун с микрофонами,
ни знамен никаких.


Догадались едва ли вы,
отчего здесь народ:
черный сын Сенегалии
руки белые жмет.


Он, как статуя полночи,
черен, строен и юн.
В нашу русскую елочку
небогатый костюм.


По сорочке подштопанной
узнаем наугад:
не буржуйчик (ах, чтобы им!),
наш, трудящийся брат.


Добродушие голоса,
добродушный зрачок.
Вместо русого волоса —
черный курчавый пушок.


И выходит, не знали мы —
не поверить нельзя,-
что и в той Сенегалии
у России друзья.


Не пример обольщения,
не любовь напоказ,
а простое общение
человеческих рас.


Светит солнце весеннее
над омытой дождями Москвой,
и у всех настроение —
словно праздник какой.

[...]

×

Много лет и много дней назад
жил в зеленой Франции аббат.


Он великим сердцеедом был.
Слушая, как пели соловьи,
он, смеясь и плача, сочинил
золотую книгу о любви.


Если вьюга заметает путь,
хорошо у печки почитать.
Ты меня просила как-нибудь
эту книжку старую достать.


Но тогда была наводнена
не такими книгами страна.


Издавались книги про литье,
книги об уральском чугуне,
а любовь и вестники ее
оставались как-то в стороне.


В лавке букиниста-москвича
все-таки попался мне аббат,
между штабелями кирпича,
рельсами и трубами зажат.


С той поры, куда мы ни пойдем,
оглянуться стоило назад —
в одеянье стареньком своем
всюду нам сопутствовал аббат.


Не забыл я милостей твоих,
и берет не позабыл я твой,
созданный из линий снеговых,
связанный из пряжи снеговой.


… Это было десять лет назад.
По широким улицам Москвы
десять лет кружился снегопад
над зеленым празднеством листвы.


Десять раз по десять лет пройдет.
Снова вьюга заметет страну.
Звездной ночью юноша придет
к твоему замерзшему окну.


Изморозью тонкою обвит,
до утра он ходит под окном.
Как русалка, девушка лежит
на диване кожаном твоем.


Зазвенит, заплещет телефон,
в утреннем ныряя серебре,
и услышит новая Манон
голос кавалера де Грие.


Женская смеется голова,
принимая счастие и пыл…
Эти сумасшедшие слова
я тебе когда-то говорил.


И опять сквозь синий снегопад
Грустно улыбается аббат.


1945(?)

[...]

×

Добра моя мать. Добра, сердечна.
Приди к ней — увенчанный и увечный —
делиться удачей, печаль скрывать —
чайник согреет, обед поставит,
выслушает, ночевать оставит:
сама — на сундук, а гостям — кровать.


Старенькая. Ведь видала виды,
знала обманы, хулу, обиды.
Но не пошло ей ученье впрок.
Окна погасли. Фонарь погашен.
Только до позднего в комнате нашей
теплится радостный огонек.


Это она над письмом склонилась.
Не позабыла, не поленилась —
пишет ответы во все края:
кого — пожалеет, кого — поздравит,
кого — подбодрит, а кого — поправит.
Совесть людская. Мама моя.


Долго сидит она над тетрадкой,
отодвигая седую прядку
(дельная — рано ей на покой),
глаз утомленных не закрывая,
ближних и дальних обогревая
своею лучистою добротой.


Всех бы приветила, всех сдружила,
всех бы знакомых переженила.
Всех бы людей за столом собрать,
а самой оказаться — как будто!- лишней,
сесть в уголок и оттуда неслышно
за шумным праздником наблюдать.


Мне бы с тобою все время ладить,
все бы морщины твои разгладить.
Может, затем и стихи пишу,
что, сознавая мужскую силу,
так, как у сердца меня носила,
в сердце своем я тебя ношу.


1938

[...]

×

Посредине лета
высыхают губы.
Отойдем в сторонку,
сядем на диван.
Вспомним, погорюем,
сядем, моя Люба,
Сядем посмеемся,
Любка Фейгельман!


Гражданин Вертинский
вертится. Спокойно
девочки танцуют
английский фокстрот.
Я не понимаю,
что это такое,
как это такое
за сердце берет?


Я хочу смеяться
над его искусством,
я могу заплакать
над его тоской.
Ты мне не расскажешь,
отчего нам грустно,
почему нам, Любка,
весело с тобой?


Только мне обидно
за своих поэтов.
Я своих поэтов
знаю наизусть.
Как же это вышло,
что июньским летом
слушают ребята
импортную грусть?


Вспомним, дорогая,
осень или зиму,
синие вагоны,
ветер в сентябре,
как мы целовались,
проезжая мимо,
что мы говорили
на твоем дворе.


Затоскуем, вспомним
пушкинские травы,
дачную платформу,
пятизвездный лед,
как мы целовались
у твоей заставы,
рядом с телеграфом
около ворот.


Как я от райкома
ехал к лесорубам.
И на третьей полке,
занавесив свет:
«Здравствуй, моя Любка»,
«До свиданья, Люба!»-
подпевал ночами
пасмурный сосед.


И в кафе на Трубной
золотые трубы,-
только мы входили,-
обращались к нам:
«Здравствуйте,
пожалуйста,
заходите, Люба!
Оставайтесь с нами,
Любка Фейгельман!»


Или ты забыла
кресло бельэтажа,
оперу «Русалка»,
пьесу «Ревизор»,
гладкие дорожки
сада «Эрмитажа»,
долгий несерьезный
тихий разговор?


Ночи до рассвета,
до моих трамваев?
Что это случилось?
Как это поймешь?
Почему сегодня
ты стоишь другая?
Почему с другими
ходишь и поешь?


Мне передавали,
что ты загуляла —
лаковые туфли,
брошка, перманент.
Что с тобой гуляет
розовый, бывалый,
двадцатитрехлетний
транспортный студент.


Я еще не видел,
чтоб ты так ходила —
в кенгуровой шляпе,
в кофте голубой.
Чтоб ты провалилась,
если всё забыла,
если ты смеешься
нынче надо мной!


Вспомни, как с тобою
выбрали обои,
меховую шубу,
кожаный диван.
До свиданья, Люба!
До свиданья, что ли?
Всё ты потопила,
Любка Фейгельман.


Я уеду лучше,
поступлю учиться,
выправлю костюмы,
буду кофий пить.
На другой девчонке
я могу жениться,
только ту девчонку
так мне не любить.


Только с той девчонкой
я не буду прежним.
Отошли вагоны,
отцвела трава.
Что ж ты обманула
все мои надежды,
что ж ты осмеяла
лучшие слова?


Стираная юбка,
глаженая юбка,
шелковая юбка
нас ввела в обман.


До свиданья, Любка,
до свиданья, Любка!
Слышишь?
До свиданья,
Любка Фейгельман!


1934

[...]

×

_Татьяне



Не надо роскошных нарядов,
в каких щеголять на балах,-
пусть зимний снежок Ленинграда
тебя одевает впотьмах.


Я радуюсь вовсе недаром
усталой улыбке твоей,
когда по ночным тротуарам
идем мы из поздних гостей,


И, падая с темного неба,
в тишайших державных ночах
кристальные звездочки снега
блестят у тебя на плечах.


Я ночью спокойней и строже,
и радостно мне потому,
что ты в этих блестках похожа
на русскую зиму-зиму.


Как будто по стежке-дорожке,
идем по проспекту домой.
Тебе бы еще бы сапожки
да белый платок пуховой.


Я, словно родную науку,
себе осторожно твержу,
что я твою белую руку
покорно и властно держу…


Когда открываются рынки,
у запертых на ночь дверей
с тебя я снимаю снежинки,
как Пушкин снимал соболей.

[...]

×

Сутулый, больной, бритолицый,
уже не боясь ни черта,
по улицам зимней столицы
иду, как Иван Калита.


Слежу, озираюсь, внимаю,
опять начинаю сперва
и впрок у людей собираю
на паперти жизни слова.


Мне эта работа по средствам,
по сущности самой моей;
ведь кто-то же должен наследство
для наших копить сыновей.


Нелегкая эта забота,
но я к ней, однако, привык.
Их много, теперешних мотов,
транжирящих русский язык.


Далеко до смертного часа,
а легкая жизнь не нужна.
Пускай богатеют запасы,
и пусть тяжелеет мошна.


Словечки взаймы отдавая,
я жду их обратно скорей.
Не зря же моя кладовая
всех нынешних банков полней.


1966

[...]

×

Вот опять ты мне вспомнилась, мама,
и глаза твои, полные слез,
и знакомая с детства панама
на венке поредевших волос.


Оттеняет терпенье и ласку
потемневшая в битвах Москвы
материнского воинства каска —
украшенье седой головы.


Все стволы, что по русским стреляли,
все осколки чужих батарей
неизменно в тебя попадали,
застревали в одежде твоей.


Ты заштопала их, моя мама,
но они все равно мне видны,
эти грубые длинные шрамы —
беспощадные метки войны…


Дай же, милая, я поцелую,
от волненья дыша горячо,
эту бедную прядку седую
и задетое пулей плечо.


В дни, когда из окошек вагонных
мы глотали движения дым
и считали свои перегоны
по дорогам к окопам своим,


как скульптуры из ветра и стали,
на откосах железных путей
днем и ночью бессменно стояли
батальоны седых матерей.


Я не знаю, отличья какие,
не умею я вас разделять:
ты одна у меня, как Россия,
милосердная русская мать.


Это слово протяжно и кратко
произносят на весях родных
и младенцы в некрепких кроватках
и солдаты в могилах своих.


Больше нет и не надо разлуки,
и держу я в ладони своей
эти милые трудные руки,
словно руки России моей.


1945

[...]

×

Были давно
два певца у нас:
голос свирели
и трубный глас.


Хитро зрачок
голубой блестит —
всех одурманит
и всех прельстит.


Громко открыт
беспощадный рот —
всех отвоюет
и все сметет.


Весело в зале
гудят слова.
Свесилась
бедная голова.


Легкий шажок
и широкий шаг.
И над обоими
красный флаг.


Над Ленинградом
Метет метель.
В номере темном
молчит свирель.


В окнах московских
блестит апрель.
Пуля нагана
попала в цель.


Тускло и страшно
блестит глазет.
Кровью намокли
листы газет.


… Беленький томик
лениво взять —
между страниц
золотая прядь.


Между прелестных
нежнейших строк
грустно лежит
голубой цветок.


Благоговея, открыть
тома —
между обложками
свет и тьма,


вихрь революции,
гул труда,
волны,
созвездия,
города.


… Все мы окончимся,
все уйдем
зимним
или весенним днем.


Но не хочу я
ни женских слез,
ни на виньетке
одних берез.


Бог моей жизни,
вручи мне медь,
дай мне веселие
прогреметь.


Дай мне отвагу,
трубу,
поход,
песней победной
наполни рот.


Посох пророческий
мне вручи,
слову и действию
научи.


1946

[...]

×

Сборник поэзии Ярослава Смелякова. Смеляков Ярослав - русский поэт написавший стихи на разные темы: о войне, о любви, о временах года, о зиме, о маме, о Москве, о мужчине и природе.

На сайте размещены все стихотворения Ярослава Смелякова, разделенные по темам и типу. Любой стих можно распечатать. Читайте известные произведения поэта, оставляйте отзыв и голосуйте за лучшие стихи Ярослава Смелякова.

Поделитесь с друзьями стихами Ярослава Смелякова:
Написать комментарий к творчеству Ярослава Смелякова
Ответить на комментарий